Творчество




Проза/ Гений из провинции                     На страницы книги >>>

Уважаемые посетители и завсегдатаи сайта-музея. Мы продолжаем увлечённо и последовательно знакомиться с литературным наследием Людмилы Леоновны Стрельниковой. На этой страничке поговорим о большом и серьёзном произведении, написанном, как и прочие её литературные работы, более тридцати лет назад – романе «Гений из провинции».

Да, все литературные произведения несут на себе печать своего времени. При этом одни довольно скоро забываются и могут кануть в лету почти сразу после создания, другие способны прожить десятилетия, а иные победоносно шествуют по просторам нашей цивилизации, не взирая ни на века, ни даже тысячелетия. Почему так происходит? На этот счёт существует множество мнений.

Чаще всего секрет долголетия приписывается людьми таланту писателя, живости и неповторимому своеобразию его художественного языка, широте его взглядов и глубине мысли, умению выстроить захватывающий сюжет, вплести в его канву сложные кружева взаимоотношений колоритных неординарных героев и прочего в том же духе. Несомненно, это так.

Но ещё более важным для придания рождённому в муках творению если не вечности, то хотя бы довольно протяжённой во времени жизнестойкости видится способность его автора неизменно оставаться актуальным в поднятых темах. То есть определяющим становится умение писателя вложить в свой труд некие особые свойства, сообщающие ему современность и злободневность не только на момент рождения, но и надёжно удерживающие их в будущем. Желательно – в максимально долгосрочной перспективе. А от чего в таком случае зависит последнее?

Нет причин сомневаться, что и непреходящая актуальность любого произведения также напрямую связана с художественным мастерством автора, разносторонностью и глубиной его взглядов, уникальным личностным своеобразием. Но всё это моменты, вытекающие из главного – уровневого превосходства большого писателя относительно основной массы своих читателей и почитателей. Из их фактической несопоставимости по степени эволюционной зрелости.

А это говорит о наличии у такого писателя широкой гаммы высших качеств, доведённых им до совершенства в прошлом и позволяющих ему в целом комплексе своих воззрений находиться далеко впереди им ведомых. Именно эти качества позволяют ему смело браться в своих произведениях за анализ сложнейших проблем фундаментального характера, недоступных пока для понимания большинства, и при этом максимально приближаться к истине.

Выдающийся писатель, сообщая своему детищу частицу себя, своей высокой энергетики, спрессованной на его страницах в многосложные тексты, раскрывающие суть вещей и явлений, увековечивает создаваемое им творение мощью заложенной в него основной идеи, недостижимой на момент его создания для восприятия и осознания других. И для преодоления такого потенциального несоответствия, совершенствующемуся на данном произведении читателю потребуется приложить недюжинные усилия и время. Порой на это может понадобиться не только целая жизнь, а несколько, что, несомненно, является фактором, продляющим жизнь великому произведению.

Аналогичная картина наблюдается и с Идеями, которые, как нам теперь стало известно из работ Высших Посланников Бога, не витают бесхозно и безнадзорно в воздухе, смиренно дожидаясь всякого, кто первым пожелает протянуть к ним руку. Они спускаются в наш мир целенаправленно Учителями человечества тем конкретным земным творцам, что пришли в него заранее умелыми и всесторонне подготовленными для несения своей высокой и одновременно очень ответственной миссии. Только они – достойные избранники Высших, миссионеры – становятся проводниками в наш мир новообразующих Идей. Только их произведения, вместившие в себя всю широту и силу их недюжинного таланта, положенного на алтарь Истины для максимально полного раскрытия переданной им Свыше Идеи, становятся властителями дум на века. 

Непостижимая мощь и многогранность построения созданных ими литературных произведений, их долгосрочная полезность в наиважнейшем деле развития человеческих душ, всесторонне контролируемом Высшими Учителями, являются до положенного им срока сильнейшими раздражителями, постоянными магнитами и неиссякаемыми источниками знаний для большинства из нас. Той увлекательной тайной и загадкой, которую всякий раз пытается разгадать и понять современник, относящийся в большинстве случаев к наиболее массовому в воспитуемом социуме культурному слою, то есть, к ведомому уровню развития.

И пока этот современник не сможет подняться в своём духовном совершенстве до уровня изучаемого им произведения, не сумеет постичь в сознании всю многоярусную объёмность его замысла и свойств, тайна во многом останется тайной, а литературный шедевр не утратит своей актуальности. Но только Высшие силы в конечном итоге вершат его судьбу, связанную с долголетием. Открывают наиболее ценным в воспитательном отношении творениям широкую дорогу к людям на века и даже тысячелетия, или закрывают её вредным и бездарным сочинениям практически тотчас после их рождения.

Именно такими нетленными образцами Высшего творчества, удивительно притягательными, неисчерпаемыми источниками тайн и нечеловечески всеобъемлющей мудрости являются сегодня произведения Людмилы Леоновны Стрельниковой. И не только те, что относятся к уникальному эзотерическому наследию и Высшему Духовному Учению современности, рождённым в неразрывном сотрудничестве с Ларисой Александровной Секлитовой при прямом водительстве Бога и Его главных Иерархов.

Всю прозу, написанную ею в ранней молодости, также отличает невероятная глубина авторского проникновения во внутренние процессы развития человека и человеческого социума, в те скрытые от взора простого обывателя сложные взаимосвязи и взаимозависимости в нём, которые уже тогда её постоянно интересовали и волновали. Ставя перед собой непростые аналитические задачи, Людмила Леоновна всякий раз находила для них верные и неподражаемые творческие решения, непрерывно оттачивая при этом своё писательское мастерство: и в выразительности уникального литературного языка, и в способах приложения пытливой мысли, и во многом другом.

Оглядываясь сегодня назад, становится очевиден главный смысл той колоссальной литературной работы, что была с особой тщательностью и серьезностью проделана Людмилой Леоновной в молодости. По её собственному признанию, так осуществлялась в её жизненной программе настройка на главное, шла предварительная проработка множества фундаментальных вопросов, вставших впоследствии во весь рост перед ней и её дружной космической семьёй в период контактов с Высшим Разумом. Так постепенно готовилась ею необходимая стартовая площадка, прочная основа для дальнейшего подъёма в уровне их рассмотрения.

И с этой точки зрения роман «Гений из провинции» столь же показателен и интересен, как и все прочие прозаические работы нашего замечательного и любимого автора. Возможно, что он не столь динамичен и захватывающ, как, например, фантастические повести Людмилы Леоновны. Вряд ли он сравнится в этом качестве и с работами знаменитых на весь мир романистов. Но острый динамизм в развитии сюжета зачастую скрывает идейную пустоту произведения, оставляя без пищи мыслительный потенциал читателя. Или мешает ему за сюжетной гонкой обратить более пристальное внимание на глубинные пласты авторского замысла.

В противовес таким подходам у Людмилы Леоновны Стрельниковой основной задачей всех её литературных произведений является именно стимуляция вдумчивой работы читателя над осмыслением предлагаемых ему тем. И потому скорость разворота событий в них, их внутренний ритм настроен под поставленную ею главную цель всего повествования. Пусть в рассматриваемом нами романе он не слишком высок, но по степени своей полезности для морально-нравственного прогресса читающего роман «Гений из провинции» можно смело ставить в один ряд с лучшими произведениями жанра. Читать его желательно неспешно и вдумчиво.

Если же говорить о деталях, то в нём мы находим глубокое исследование в рамках хорошо известной нам темы «гений и злодейство». Но если в «Моцарте и Сальери» Александр Сергеевич Пушкин упростил решаемую им задачу, взяв для рассмотрения точечный временной срез и конченосформированную психологию двух полярных героев – ярко выраженных представителей добра и зла, то Людмила Леоновна в своём анализе проблемы пошла значительно дальше великого русского поэта. Она провела в своём романе детальное, полномасштабное рассмотрение всего процесса деградации личности: от момента его возникновения, до укоренения и разрастания духовной болезни в позитивном человеке на платформе имеющейся у него высокой творческой одарённости, но не подкреплённой достойной, устойчивой к разлагающему внешнему воздействию личной моралью. Это своеобразный духовный патогенез, облачённый в увлекательную литературную форму.

Для каждого, ясно понимающего суть известного изречения – «главным признаком начинающегося здравия души, является открывшееся, наконец, видение своей греховности» – и признающего его справедливость; для человека, постоянно нацеленного на самоанализ и самосовершенствование, постепенное избавление своей внутренней сути от ещё существующего в ней порока, роман «Гений из провинции» – бесценный дар. Это мощный стимул для глубоких раздумий, честного и беспристрастного взгляда внутрь себя в стремлении сравнить, сопоставить судьбу главного героя со своей собственной. Полезнейший инструмент, позволяющий разглядеть и признать в себе то ложное и ошибочное, что порою исподволь, неосознанно ещё присутствует в каждой земной душе, но проявляет себя лишь в редких экстраординарных ситуациях жизни, не позволяя ей максимально сблизиться со своим нравственным идеалом.

Главное исследование романа сплетено из множества составляющих, каждая из которых может представлять отдельный интерес для читателя. И это яркое свидетельство тому, что Людмила Леоновна – неутомимый Творец и Новатор, у которой есть чему поучиться любому из нас. Очень интересна и необычна в её работе, например, мистическая линия, где роль внешнего блюстителя нравственности героя исполняет недремлющий призрак его родной покойной бабы Дарьи. Как всегда удивительно красочен и выразителен её писательский язык. Порой он настолько проникновенен, что в самых важных пунктах повествования способен вызвать подлинный эмоциональный взрыв, глубочайшее переживание, навсегда врастающее в душу усвоенным ею морально-нравственным уроком.

А то, что книга до краёв наполнена мудрыми мыслями и изречениями  уже, наверное, мало кого удивит. Можно смело утверждать, что в этом качестве во многом проявляется неповторимый, "фирменный" стиль Людмилы Леоновны. Стиль писателя-мыслителя, писателя-аналитика, писателя-мудреца. Замечательны и авторские рисунки, которые в полной мере использованы в данной музейной презентации. Они делают замысел романа и его главных героев осязаемыми, зримыми, почти живыми. Мне не хочется ещё больше удлинять эту вступительную статью соответствующими выдержками из романа для иллюстрации сделанных выводов – будет лучше, на мой взгляд, найти их самостоятельно, подойдя к апофеозу мыслей и чувств через отклик собственной души. Так, как это задумано самим автором.

Подводя итог написанному, выражаю уверенность в том, что вся проза Людмилы Леоновны Стрельниковой и рассматриваемое сегодня произведение, в частности, будут жить и привлекать к себе людское внимание ещё очень и очень долго. Сколько конкретно - покажет время. Но представляется, что это будущее, как минимум, охватит всю грядущую Эпоху Золотого человечества.

Как уже было сказано в самом начале вступления, роман «Гений из провинции» довольно объёмен и включает в себя почти шестьсот страниц литературного текста. Но я убеждён, что никто не пожалеет о том, что нашёл время и силы открыть его на компьютере и внимательно, «с чувством, толком и расстановкой» познакомиться с судьбой героев. Особенно дорог он будет тем, кто в каждой работе Людмилы Леоновны Стрельниковой настойчиво ищет и находит её саму, радостно соприкасаясь с её невероятно чистой и высокой душой, неизменно обогащая при этом и свою собственную…



На страницы книги >>>